Основные задачи по
сохранению и укреплению здоровья.
Укреплению
здоровья детей, повышению сопротивляемости организма каждого ребёнка
способствует организация физкультурно-оздоровительной работы. Три раза в неделю
организуются физкультурные занятия в музыкально-спортивном зале и на воздухе с
использованием профилактических упражнений для формирования и коррекции осанки,
для профилактики плоскостопия, психогимнастика, подвижные игры,
музыкально-ритмические упражнения, активный отдых. Еженедельно в каждой группе
проводятся подвижные игры на свежем воздухе. В теплое время года при
благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная
деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе.
Особое внимание
уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья
и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия как важная составная часть
физической культуры содействует созданию обязательных условий и привычек
здорового образа жизни. Поэтому у нас выработана система закаливания,
предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со
временами года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. В
период отопительного сезона (октябрь-апрель), два раза в неделю во всех
возрастных группах проводится организованная деятельность по плаванию. Плавание - одно из важнейших звеньев в
воспитании ребенка - содействует
разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки
ребенка. Во время их проведения обеспечивается оптимальный
двигательный режим. Создается положительный психологический фон во время
проведения занятий, здоровый микроклимат.
Во время плавания закрепляются
уже имеющиеся у дошкольников умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как
упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры,
выполняемые ими, например, в зале.
Но основной задачей занятий плаванием
является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык - базовое
движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей,
среди которых ведущее место занимают гибкость,
координация движений, мышечная сила и выносливость
в мышечной работе. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и
эстетическим, эмоциональным, волевым,
нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них
уверенность в своих силах, служит основой
для успешного овладения школьной
программой.
Плавание оказывает на ребенка
благотворное психологическое воздействие - вызывает положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у
детей необходимость преодолевать
чувство страха и неуверенности. Поэтому
правильно организованная деятельность способствует развитию у дошкольников волевых свойств: смелости,
решительности, самостоятельности,
дисциплинированности.
Водные процедуры также прививают стойкие
гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно
рассматривать как эффективное
средство нормального развития ребенка.
Для этого в ДОУ созданы необходимые условия для обучения дошкольников плаванию.
Имеется крытый малоразмерный бассейн, создающий возможность привлечь к занятиям
плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. При бассейне есть
раздевальная, оборудованная шкафчиками для полотенец и одежды, аппаратами для
просушки волос, душевые, санузел. Бассейн оборудован вентиляцией и
соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется необходимый
инвентарь: плавательные доски, разделительная дорожка, обручи, мячи, плавающие
и тонущие игрушки.
Основной
целью содержания обучения плавания в ДОУ является:
· обучение
детей дошкольного возраста плаванию;
· закаливание
и укрепление детского организма;
· обучение
каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями;создание основы
для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно
двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).
Решаются
задачи по формированию навыков плавания, бережного отношения к своему здоровью,
навыков личной гигиены, умения владеть своим телом в непривычной среде.
Обучение плаванию ведёт воспитатель, имеющий специальную подготовку, знающий
анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного
возраста, соблюдающий технику безопасности занятий на воде, владеющий приёмами
страховки и оказания первой медицинской помощи. Он занимается организационными
вопросами и руководит воспитательно-образовательным процессом, проводит
занятия, беседует с воспитателями групп и родителями. Вместе с медсестрой
проверяет условия проведения занятий, приучает детей к строгому соблюдению
правил гигиены. Организация обучения детей плаванию в детском саду
осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами
физкультурно-оздоровительной работы, т.к. только сочетание организованной
деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей
может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.
Занятия проводятся по подгруппам из 8-12 человек, 1 раз (во второй младшей и
средних группах) и 2 раза (в старших и подготовительных к школе группах) в
неделю продолжительностью от 20 до 45 минут. Занятия по плаванию
продолжительнее занятий по физкультуре на 5-7 минут, которые отводятся для
свободного плавания в конце каждого занятия. Во время плавания присутствует
медицинский работник и помощник. Нагрузка дозируется за счет количества
повторений одного упражнения, количества упражнений (особенно дыхательных),
темпа выполнения упражнений, температуры воды и воздуха в помещении бассейна.
Обязательное условие для занятий – хорошее самочувствие ребёнка. В
процессе физкультурной организованной деятельности создается
положительный эмоциональный настрой, уделяется внимание развитию основных видов
движений. По формированию у детей двигательной культуры используются
методические рекомендации Хухлаевой Т.В., Фроловой В.Г., Глазыриной Н.Н..
Организуются разнообразные формы проведения: сюжетно-игровые, игры-соревнования,
занятия-путешествия. Ведется работа над индивидуальными картами здоровья
физического и двигательного развития дошкольников.